Воспитанием и развитием своего ребёнка нужно заниматься с первых лет его жизни. Сегодня мы поговорим о том, что нужно делать, для того, чтобы развить такой важнейший компонент в жизни вашего малыша – как речь. Речью ребёнка необходимо заняться ещё с того момента, когда ваш ребёнок не произносит ещё никаких звуков. Помните, то, как будет говорить ваш ребёнок, зависит от вас. Итак, рассмотрим подробней.
Когда о речи ребенка нет и речи…
Ребёнок начинает чувствовать этот мир и окружающих людей с самого рождения. Причём в этом возрасте восприятие ребенка, крайне обострено. Поэтому нужно создать вокруг него атмосферу любви и заботы. Старайтесь как можно больше вступать с ним в телесный контакт, обнимать, держать на руках. Тёплая атмосфера просто необходима этому маленькому созданию, которое ещё не может самостоятельно прожить в этом мире. И если он будет спокоен – то будет нормально развиваться не только речь, но и все остальные способности ребёнка.
Ребёнок должен иметь возможность двигаться. Давайте ему больше возможностей пошевелить ручками и ножками – это очень хорошо скажется на развитии вашего малыша.
Мы советуем всегда откликаться на плач ребёнка – это единственный способ вашего малыша показать, что ему плохо и что он нуждается в заботе. Не старайтесь его «заткнуть» соской или чем-нибудь ещё. Лучше устраните причину такой реакции.
Вы должны всяческими способами вербально и невербально общаться с ребёнком. Улыбайтесь ему, говорите с ним спокойно и ласково. Разговаривайте с ним, произносите разные слова. Пускай ребёнок поймёт, что говорить это очень важно и будет с вашей помощью учиться этому делу.
Ребенок издает первые звуки
Уже ко второму месяцу ребёнок начнёт осознавать, что он издаёт различные звуки и ему начнёт это нравиться. Используйте это для того, чтобы подтолкнуть его дальше к развитию этих способностей. Покажите, что вы тоже в восторге от того, что он делает. Повторяйте эти звуки вместе с ним, делайте это с искренней радостью.
Когда ваш ребёнок начинает издавать первые звуки, обратите на это внимание. Пусть ребёнок видит, что он находится на правильном пути, осваивая основы речи. Отвечайте ему на эти попытки заговорить с вами.
К третьему месяцу жизни ребёнок начинает осваивать смех. Когда он смеётся – он понимает, зачем люди смеются, и учится смеяться сам. Это значит, что он может выражать свои радостные эмоции, по-человечески. Продолжайте поддерживать его в этом начинании. Давайте ему повод почаще смеяться и смейтесь вместе с ним.
Разговаривая с ребёнком, следует менять тон, произносить слова то громче, то тише (можно шепотом). Ваш малыш должен привыкать к различным видам речи.
Дети очень любят хорошую ритмичную музыку. Не упустите возможность доставить таким образом радость вашему малышу, а также внести вклад в его развитие. Но не включайте музыку слишком громко – это может испугать ребенка. Но лучшее, что можем посоветовать родителям – с самого рождения самим напевать ребенку песни, мелодично и неторопливо – так малыш будет учиться выделять слова из человеческой речи.
http://img.mama.ru/uploads/cubics/images/bc1565941850319acba572e4a0d221ee.jpg
Первый детский лепет
К шести-восьми месяцам жизни малыш начинает лепетать, произносить разные слоги, как, например, «ма», «па», «ба», «на», «ди» (иди), «да» (дай) и т.п. Ребёнок, учась всему у вас, будет стараться общаться с вами с помощью этих самых простых слов. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.
Старайтесь комментировать все действия, которые вы с вашим ребёнком делаете. «Саша идёт гулять», «Саша идёт кушать» и т.д.
Общайтесь с ребёнком неторопливо и без лишнего шума. Старайтесь говорить как можно проще, используйте небольшие и лёгкие слова, которые ребёнок может повторить. При этом вы просто обязаны проговаривать все слова четко. Это необходимо для того, чтобы ваш ребенок правильно запомнил и произносил отдельные буквы, и не путал их с похожими. Мы считаем, что особенно стоит уделять внимание произношению таких букв, как «р»-«л», «э»-«е», «с»-«ш» и др. Хотя не обязательно это будут эти буквы. Вам просто нужно быть внимательней к тому, как и что говорит ребенок, и помогать ему развивать правильную четкую речь, поправляя произношение ребенка там, где это нужно.
Можете давать возможность повторить ребёнку звуки, произносимые различными животными. При виде собаки произносите сами и учите ребёнка «ав-ав», при виде кошки - «мяу - мяу» и т.д. Всё это поможет в развитии речи вашего ребенка, особенно в первые его «говорящие» годы.
Развитие речи ребенка после года
К восьмому – девятому месяцу ребёнок уже будет понимать некоторые части вашей речи, такие как вопрос «Где?». Ну а уже к началу второго года жизни ваше чадо уже будет понимать большую часть слов, и выполнять простые поручения. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи у самого ребенка. Очень часто с того момента, как ребёнок начнёт показывать на той или иной предмет, перед тем, как он назовёт этот предмет, пройдёт время равное восьми-девяти месяцам. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу (мама, дай).
Здоровый ребёнок при нормальном развитии речи начинает говорить уже после того, как проживёт 14-18 месяцев своей жизни. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков, что объясняется большей пластичностью нервной системы первых.
У полуторагодовалого человечка в памяти уже имеется около 30-35 простых одно- и двусложных слов, и, как правило, коротких, длиной не более шести-семи звуков. Возможно, эти слова будут произноситься ребенком еще нечетко, с ошибками, но, по крайней мере, это первые попытки общения с окружающим миром.
К двум годам словарный запас ребенка увеличивается до 300 слов, начинает формироваться настоящая человеческая речь. Появляются сложные фразы, ребёнок задаёт много вопросов, отвечать на которые рекомендуем как можно более подробно. Формирование основ речи заканчивается к концу третьего года, а иногда на четвёртом и пятом годах.

Всё это время вы должны помогать вашему ребёнку развивать речь, общаться с ним. Если у него какие-либо отставания в развитии, не спешите бить в набат, возможно, что таковы индивидуальные особенности вашего ребёнка. Но всё-таки стоит отслеживать этот процесс, если какой-нибудь этап в развитии не укладывается во все сроки, то возможно нужно проконсультироваться со специалистом.