Собираясь на собеседование, каждому из нас хотелось бы заранее знать все хитрости и приемы, которые используют работодатели и которые так часто являются причиной отказа в работе. Нередко эти методы играют решающую роль в процессе определения вашего соответствия предлагаемой должности. Овладев ими, по крайней мере, вы сохраните достойное самообладание, уверенность в своем профессионализме и собственных возможностях. Итак:

1. Если на собеседовании вас просят нарисовать на листе бумаги несуществующее животное – не удивляйтесь. Как показал мой опыт, рисовать приходится часто, особенно если устраиваешься в иностранные компании. Это – не шутка для приходящих на собеседование, а лишь один из так называемых графических приемов, широко использующихся в психологии. Так что смело берите карандаш и рисуйте любое животное, которое вам только придет в голову. Никто не будет смотреть на ваши художественные способности и качество исполнения. Подвох и хитрость заключаются лишь в том, что это животное будет… олицетворять вас, являясь вашим психологическим портретом. Так что рисуйте мохнатое, носатое, маленькое или большое существо, главное – чтобы оно получилось добрым и располагающим к себе. Не забывайте, что это ваш внутренний прототип!

2. Вопросы о ваших слабых и сильных сторонах могут нести за собой подвохи и хитрости. Говоря о собственных достоинствах, главное – не переусердствовать в восхвалении себя и не уйти в сторону к не относящимся к данной вакансии качествам. Можно говорить о ваших ответственности, исполнительности, пунктуальности, инициативности, порядочности, умении сохранять работоспособность в самых сложных рабочих ситуациях. Но совсем необязательно упоминать о вашей безотказности и готовности выполнять любые работы, о которых вас могут просить сотрудники. Не нужно рассказывать об излишней доброте и откровенности с людьми, и уж тем более не стоит упоминать о том, что вы прекрасно можете вышивать крестиком, а самое большое увлечение вашей жизни – ваша собака.

Недостатки открывать сложнее. Не станете же вы признаваться в том, что очень любите поспать по утрам, что иногда обнаруживаете у себя признаки лени, которая часто затягивается на пару недель, что иногда можете поставить на место слишком навязчивого человека и что совершенно недружелюбны с соседями? На этот случай придумайте перед собеседованием пару несущественных недостатков, которые могут толковаться двояко, и при удобном случае с успехом превратиться в ваши бесценные качества. Например, что вы слишком серьезно относитесь к работе и переживаете за неудачи других, что в конфликтах нередко ведете себя спокойно и уравновешенно, хотя иногда надо бы резко и категорично проявить себя, что вы слишком порядочны в наше непростое время, где выживают люди, думающие лишь о себе.

3. Часто на собеседовании применяется психологическое давление.

Многие из прошедших собеседования назовут его скорее «психологическим подавлением». И окажутся правы. Задача такого метода – посмотреть на ваше поведение и выяснить – агрессивны ли вы, уравновешенны ли, владеете ли собой и можете ли адекватно вести себя в сложных, трудноразрешимых и критических ситуациях. Применяя такой метод, собеседующий просто начнет «выводить вас из себя», то несколько раз повторяя свои вопросы, то делая безучастный и равнодушный вид, то перебивая вас, не дав до конца договорить предложение, то выдерживая слишком длинные паузы и наблюдая за вашей реакцией.

Ваша цель в такой ситуации – сохранить самообладание и, если этого потребует ситуация, несколько раз повторять ответ на вопрос, заданный в который раз; участливо спрашивать, а что именно не понял собеседник; будучи перебитым на полуслове, пропустить это без доли возмущения и с улыбкой на лице и, наконец, в долгих паузах вопросительно смотреть в глаза собеседника, показывая, что вы готовы ответить на дальнейшие его вопросы. Главное, сохраняйте самообладание и уверенность!

4. Ваш собеседник может вести себя неадекватно.

Этот метод применяется для того, чтобы выяснить, как вы поведете себя в ситуациях на грани конфликта. Надменность, самоуверенность, слишком вызывающее поведение собеседующего часто могут просто вывести вас из себя и, таким образом, наглядно продемонстрировать собеседнику ваше поведение в подобных ситуациях. Как правило, у соискателя может возникнуть три реакции на неадекватное поведение собеседующего: ответная защитная реакция (холодность, надменность, агрессивность), уход в себя (молчание, безучастие, желание скорее закончить разговор) и реакция неуверенности и нервозности. Вы должны знать, что такое поведение собеседника не всегда говорит о том, что вы не понравились ему или данная должность не соответствует вашим профессиональным навыкам. Часто это лишь метод проверки ваших личностных качеств при конфликтах, возникающих в любом коллективе. В такой ситуации психологической проверки уместны терпение и самообладание.

5. Вопросы о будущих планах – очень тонкий метод выяснить ваши дальнейшие намерения относительно работы в данной организации.

Помнится, как моя однокурсница чуть было не получила престижную должность в крупнейшей процветающей компании. И уже уходя с собеседования, начальник компании, прощаясь в дверях, спросил удачливую девушку, хочет ли она в будущем уехать работать за границу. Моя однокурсница, неадекватно оценив заданный вопрос, откровенно призналась, что при первой же возможности покинет Россию и будет строить свою карьеру на Западе. На следующее утро ей позвонили и сообщили об отказе.

Говорить на собеседовании о своих желаниях и планах – обычное дело. Но ответы не должны выходить за рамки ваших желаний реализовать себя, проявить свои самые деловые качества и способности, помочь фирме стать сильным конкурентом на рынке – все то, что позволит работодателю надеяться на вас и быть уверенным, что вы ищите работу с длительными перспективами, а серьезные планы – ваша главная цель.

6. Слишком откровенный и разговорчивый человек производит не самое лучшее впечатление на работодателя.

Собеседующий может провоцировать вас на излишнюю откровенность. И даже если вы настроились на чисто деловой разговор о ваших профессиональных качествах, некорректные вопросы или вопросы личного плана могут поставить в тупик даже самого уверенного в себе человека. Выходом из такой ситуации может послужить ваш ответный вопрос о том, как этот странный, на ваш взгляд, интеpec к вашей частной жизни может быть связан с дальнейшей работой. Поинтересуйтесь, насколько важен ваш ответ для получения места в данной фирме. Словом, будьте готовы к тому, что на собеседовании часто придется выкручиваться: тактично и достойно.

7. Иногда, обсудив все профессиональные качества, собеседник попытается узнать ваши взгляды на отвлеченные темы.

Возможно, ему захочется узнать ваши политические или религиозные взгляды или отношение к сложившейся в стране экономической ситуации. Здесь, как и при обсуждении личных тем, следует соблюдать некоторую осторожность и дистанцию. Спросите опять, как это относится. к получаемой должности и каким образом ваши ответы могут характеризовать вас с профессиональной стороны. Если собеседник все-таки настаивает на получении ответов, ограничьтесь общими фразами о нестабильности экономической и политической ситуации в мире и дайте понять, что еще не являетесь приверженцем какой-либо одной политической партии, а к религии у вас особенное, индивидуальное отношение, о котором, чтобы понять, нужно рассказывать слишком долго.
http://shkolazhizni.ru/img/content/i81/81155.jpg
Стоп! Мы с вами все о мужчинах да о мужчинах. Но как быть, если вам приходиться идти на собеседование к боссу-женщине? Кстати, именно о поле босса многим юным леди было бы полезно осведомиться заранее. Но здесь есть только несколько простых законов, которым вам следовать просто необходимо – дабы не голосить потом о том, что эта старая дура вам просто позавидовала.

1. Не говорите много. Уверенность и компетентность – хорошо, но излишняя болтливость провоцирует раздражение.

Одна дама, видя заинтересованность в моих глазах, нагло воспользовалась ею и рассказала всю свою нелегкую жизнь, монолог о которой прервать мне не удалось в силу своей дружелюбности и отзывчивости. Надо ли говорить, что эта женщина не была принята, а я впоследствии стала немного жестче.

2. Не рекламируйте себя излишне.

То, что вы знаете пять иностранных языков, проходили стажировки по всей Европе, постоянно выбивались в начальницы и, наконец, что вы самый незаменимый сотрудник – сыграет не в вашу пользу. Ваша самоуверенность и ответное желание собеседницы «поставить вас на место» в сумме дадут плачевный результат. Для вас, разумеется.

3. Приходите опрятными. В большинстве случаев это касается мужчин. Возможно существует тип женщин, отдающих предпочтение небритым и неаккуратным мужчинам, но я, как и большинство женщин, все-таки обращаю внимание на внешний вид. И на чистую обувь тоже.

4. Не переусердствуйте с одеждой.

Помните, что совет хорошо одеться на собеседование вовсе не означает нарядиться в свое самое лучшее платье и сделать из себя куклу. Возможно, это пройдет с мужчиной. Но если вы идете на собеседование к женщине, рекомендую одеться опрятно, скромно, но со вкусом. Вопреки всем рассуждениям о том, что на собеседовании смотрят лишь на профессиональные качества, на деле все выглядит совсем по-другому. Я знаю массу примеров, когда не брали на работу красивых и очень выделяющихся женщин. Мало кому хочется иметь на работе конкуренток. А вам вряд ли захочется быть выставленной за порог.

5. Не преумножайте свою вежливость, которая при неблагоприятных обстоятельствах превращается в подхалимство.

Одна особа, пришедшая ко мне на собеседование, так восхищенно смотрела мне в глаза, кивала головой, в который раз говоря «да-да, да-да», так осыпала меня «спасибо» и «пожалуйста», что во второй раз этого натиска я была вынести уже не в силах.

Успех на собеседовании – залог вашего дальнейшего успеха на этом предприятии в случае вашего туда устройства.

Однако, рассылая резюме по объявлениям, не ждите, что вам ответят. Звоните сами. Вы только представьте, сколько резюме приходит за один день тому, кто проводит собеседования! Вы думаете, все резюме читают? И до конца? Будьте трезвыми и признайтесь себе: кому вообще интересны подробности вашей жизни, начиная с даты рождения и заканчивая количеством рожденных вами детей? Поэтому обязательно захватите на собеседование еще один экземпляр резюме и никогда не задавайте вопрос: «Разве вы его еще не читали?». Во-первых, при собеседовании найти ваши документы в кипе бумаг вряд ли удастся, а во-вторых, даже если их и читали, не будете же вы льстить себе и думать, что кто-нибудь помнит ваше резюме наизусть?