http://uploads.ru/i/f/U/9/fU93V.jpg

Старинные броши являются не только образцами ювелирного мастерства, но и отражают вкусы современных им эпох.
Это произведение ювелирного искусства достигает своего расцвета в середине XVII в. В это время мастера в Европе и России начинают использовать для отделки брошей алмазы. Специалисты считают этот период “бриллиантовым” в истории эволюции данного вида искусства. В этот период были заложены основы бриллиантовой огранки алмазов, использующейся и в наше время. Тогда же меняется и предназначение броши: если раньше они использовались как богато украшенные застежки, то теперь они стали важным аксессуаром при различных торжественных событиях.

В алмазном фонде России представлена удивительной красоты брошь, принадлежавшая императрице Елизавете Петровне. Украшение выглядит как бант, усыпанный бриллиантами. К той же серии относится уникальная вещица – брошь “Большой букет”, выполненная в форме букета цветов, инкрустированных цветными драгоценными камнями. Принадлежала брошь царской семье.

http://uploads.ru/i/J/G/O/JGOxM.jpg

Рост демократических и революционных настроений во Франции вводит в моду новый стиль - ампир. Он более выдержанный и лаконичный, без явных признаков царской роскоши. Основным материалом для изготовления брошей в данный период являются полудрагоценные камни, на поверхности которых выгравировывались изображения. “Гемма” - так назывался данный вариант броши. Геммы подразделялись на два подтипа: камеи (с выпуклой резьбой) и инталии (с углубленной резьбой). В Европе и России большей популярностью пользовались камеи, которые выполнялись из оникса и оправлялись в бриллианты. Ценность подобных сохранившихся до наших дней произведений ювелирного искусства со временем только возрастает, ведь это уникальные коллекционные изделия.

XIX век принес собой моду на броши в форме различных насекомых. Уход от консерватизма форм прошлого столетия предоставил бесконечный простор фантазии ювелиров. Пауки, божьи коровки, стрекозы и другие насекомые, выполненные умелыми руками мастеров, быстро завоевали расположение европейской знати. Мастера настолько серьезно подходили к выполнению изделий, что обязательно использовали подробные атласы и альбомы с детальным описанием насекомых. В это же время стали появляться и развиваться ювелирные инсектарии – коллекции таких ювелирных насекомых. Многие из них сохранились до наших дней. В тот же период появляется и такое направление в ювелирном искусстве как траурная брошь, которое получило широкое распространение на Британских островах. Такие изделия создавали из черных самоцветов.

Конец XIX века ознаменовался работами русских мастеров Хлебникова, Сазикова, Овчинникова. Тогда же закладывается и дизайнерская индивидуальность художника-ювелира. В прошлые времена больше ценилась дороговизна и обработка металла, теперь же технологические приспособления позволили стилю художника раскрыться в полной мере.

В это время появляются все более утонченные и изящные изделия, популярны становятся полудрагоценные камни. Наиболее востребованными оказываются аметист, агат, гранат. Отделка обогатилась такими техниками как гильоширование и использование эмали. Гильоширование представляет собой разновидность шлифовки металла в виде переплетающихся волнистых линий.

http://uploads.ru/i/c/n/T/cnT19.jpg

Век XX ознаменовался приходом новых тенденций и, особенно, стиля модерн. Мастера стремятся к максимальной естественности линий, заимствованной в картинах природы. Формы становятся более легкими, абстрактными и даже игривыми. Мировую известность приобретают мастера Лолик, Тиффани, Фуке, положившие начало стилю модерн.

Брошь как отдельное произведение имеет огромный потенциал для самовыражения художника и позволяет ему воплотить практически любой образ. Известна во всем мире уникальная брошь с птицей, созданная в период оккупации Франции фашистскими захватчиками. А другая брошь “Освобожденная птица” вышла в свет во время освобождения Франции. До сих пор данное произведение ювелирного искусства остается символом свободы и независимости.